Интернет-платежи 2.0 придут через соцсети.

Автор: Максим Букин

Если верить прошлогодней статистике Московского главного территориального управления Банка России, то более половины россиян пользуются банковскими картами. Да, получают они их, в основном, в рамках зарплатных проектов и используют только в банкоматах, но доля наличных денег в общем объеме розничных платежей (оплате гражданами товаров и услуг в России) постепенно снижается. За следующие 10 лет именно банковские карты, а не электронные валюты отвоюют порядка 12% рынка. В абсолютном выражении это триллионы рублей, которые «перекачуют» в «пластик». 

Уже сейчас в РУнете только ленивый не предлагает использовать платежную карту какуниверсальное средство пополнения… электронного кошелька типа продукта Qiwi, Yandex.Деньги или какого-нибудь RBK Money. Основная мотивация для этого — якобы сотни и даже тысячи торговых точек, которые принимают ту или иную электронную валюту в качестве оплаты за свои товары и услуги. Правда, выгодно это только компаниям-посредникам и самим торговым точкам, которым, таким образом, удается оперативно выводить из-под далеко не самого гуманного российского налогообложения определенную часть своей выручки. Не выгодно это, по сути, самим пользователям, которые переплачивают на комиссиях, и банкам, которые недобирают обороты по своим «пластиковым» продуктам.

Кстати, не смотря на массовое распространение «электронных денег», их аудитория не растет таким уж взрывообразными темпами — они интересны, по сути, только фрилансерам, да подросткам, у которых пока просто нет пластиковых карт. Живут эти системы спокойно только до того момента, как крупные банки и Интернет-процессинги не станут упрощать схему подключения к приему оплаты с помощью банковских карт – а это время уже очень близко. Правда, банкам я бы настоятельно рекомендовал пошевеливаться Улыбаюсь

Самая интересная, в этой связи, задача, которая стоит перед процессинговыми системами состоит в том, чтобы привлечь в свой сервис «зарплатников», а также активных пользователей, которые и так готовы оплачивать свои потребности «в одно касание» без наличных денег. Причем, таким пользователям надо предложить простой вариант стартовой ситуации для начала платежей без какой-либо предварительной регистрации, широкий спектр торговых точек и возможность перечислять, с помощью своей пластиковой карты, деньги минуя схему «банкомат-> терминал оплаты-> электронный кошелек-> платеж на услугу» или «карта -> электронный кошелек -> платеж за услугу». Сокращение этой цепочки до схемы «карта-> оплата платежей», особенно через Сеть, экономит пользователям от 10-15% суммы от той или иной транзакции (складывается из комиссии за получение наличных, за перевод наличных в электронный кошелек с карты, платеж за осуществление платежа) и большое количество времени на путешествие между компьютером и «железными тумбами».

Но каким образом существенно, взрывообразно увеличить численность пользователей, готовых оплачивать счета с помощью пластиковых карт? Сочетание может быть только одним — адаптивная веб-форма для приема платежей с помощью карты + виджеты и приложения для социальных сетей. Размещение таких систем на популярных веб-сайтах, к примеру, операторов сотовой связи, как это сделано в сервисе «Терминал» от МТС – один из примеров, скоро за ним, кстати, последуют другие телекоммуникационные операторы. Но удобнее всего для конечного пользователя — поставить такую систему мгновенной оплаты на домашнюю веб-страницу в соцсетках «ВКонтакте» или Facebook, настроить список типовых операций, чтобы не бегать по полному каталогу организаций, которые принимают платежи по карточкам, и платить с помощью своего банковского пластика. Если в такое приложение будет интегрирован личный кабинет с учетом всех транзакций, возможностью настроить уведомления из серии «вы давно не платили за интернет — не забудьте» с подстановкой реквизитов таких платежей, совсем чудесно. Привлекать пользователей, кроме удобства использования, можно скидками от платежной системы за проведение платежа – от 0,5-1% до 3-5% в зависимости от получателя платежа. Некоторые, к примеру, VoIP-провайдеры готовы платить за получение денег до 10% от платежа, в то время как «аппетиты» банка и процессинговой системы редко превышают 4-6%. Аналогичным образом, можно «подвинуть» продавцов игровых валют, контент-сервисов и т.д.

Позиционирование таких интегрированных платежных систем, Интернет-платежей 2.0, конечно, совсем другое, чем у интернет-банков или «интернет-кошельков». В данном случае, речь идет о использовании развитых систем взаиморасчетов с помощью банковской карты – их можно, кроме прочего, подключать и для расширения функционала Интернет-банков. Пусть такие сервисы будут подключать магазины и операторов связи через крупных агрегаторов, главное обеспечить максимальный охват: от возможности пополнить проездную транспортную карту и заплатить за мобильник до оплаты штрафов ГИБДД и покупки билетов на самолет в едином интерфейсе. И все – по пластиковой карте. Правда, для сложных платежей, которые требуют ввода персональных данных, кроме карточных реквизитов, пользователю, конечно, потребуется регистрироваться в каком-либо личном кабинете — но это можно пережить, поскольку эти реквизиты не надо будет вбивать «руками» каждый раз при заказе тех же билетов, как на том же «отстойном» веб-сайте российского монополиста РЖД.

http://i-business.ru/blogs/11330