Итоги платежей «электронным налом».

Автор: Максим Букин

Сегодня руководители комитета Национальной ассоциации участников электронной торговли по платежным системам и банковским инструментам, созданного в том числе и для нормального и адекватного лоббирования интересов компаний-участников рынка электронных платежей, подводили итоги прошлого года. Разумеется, их интересовал рынок моментальных платежей. А для разговора об этом был даже создан специальный информационно-аналитический бюллетень. Правда, большую часть этого самого бюллетеня занимали не красивые и информативные графики, а также таблицы с описанием рынка, а… новости рынка и компаний, набранные из открытой печати. Раздел анализа информации и основных тенденций был не заметен — исключительно констатация фактов. Хотя, быть может так и было задумано, чтобы читатели сами сделали все выводы? Улыбаюсь

Основная мысль презентации Бориса Кима, председателя комитета НАУЭТ по платежным системам и банковским инструментам, состояла в том, что «рынок все-таки растет».

Явного форсажа, как это было в 2007-2008 гг., когда оборот рынка моментальных платежей увеличивался на 36 и даже 40% в год уже не будет, темпы снизились вполовину — до 21% в 2009 году и 19% в прошедшем 2010 г., — но и это внушает должный оптимизм. По мнению НАУЭТ, общий объем рынка моментальных платежей в 2010 г. достиг 772,2 млрд. руб.

И самое интересное в этом — за что именно платят через автоматы самообслуживания, электронные кошельки и платежные точки в салонах связи «сотовой розницы»?

Вот здесь-то нас и ожидает самый главный сюрприз — оказывается, не просто подавляющее, а глобальное доминирование на рынке подобных платежей связано с активностью операторов сотовой связи. Именно взнос денег на их счета обеспечивает рынку 73,5% платежей (в 2009 г. она составляла 81%). Отними «сотовиков» у рынка и он мгновенно «сдуется». Хотя, этого пока не произойдет — даже при наличии банковского «пластика» в огромных количествах, за связь люди платят через автоматы или салоны связи: никакой другой инфраструктуры в небольших городах страны просто нет. Хотя, свое присутствие на рынке активно увеличивает «Сбербанк».

Причем, учитывая рост рынка, число страждущих заплатить за связь меньше не становится — просто эта потребность уже устоялась. А вот из лидеров роста (исключая графу «остальные») можно отметить разве только погашение кредитов — с 6 до 8,7%. В качестве «утешительного приза» — увеличение на полпроцента доли оплат за ЖКУ. Остальные показатели демонстрируют, конечно, не пике, но падение. Судите сами — за Интернет стали платить на полпроцента меньше, за Телевидение — на 0,3%, взносы по Электронным деньгам стали меньше ровно на такую же величину (снизившись с 2 до 1,7%). Но это не так страшно, — парирует Борис Ким. По его мнению, падение сегмента электронных денег свидетельствует только о специфике подсчетов — «мы учитываем не взнос на кошелек, а то, куда эти деньги уходят», — говорит он. Если все так, то снижение доли «свободных взносов» может говорить только о том, что с помощью электронных пошельков меньше стали платить фрилансерам. Видимо, перешли на прямое пополнение пластиковых карт? УлыбаюсьОстается верить, что основные тренды роста, которые в отчете обозначены как госуслуги, денежные переводы, страхование и даже коллекторские агентства пока что записаны в «Остальные» исключительно из-за их новационности. Ведь если доля их рынка значительна — самое время это показать?

Если посмотреть на количество транзакций, то их число было действительно огромным — 5,9 млрд. различных перечислений, причем доля существенно с 2009 годом не увеличилась. Но вот сумма среднего платежа составила всего 132 руб. — через терминалы платят много, но… средний чек минимален. Думаю, что он подрастет как только из оборота уберут купюры в 10 руб., а приемники для монет в автоматы ставить не будут. Кстати, на минимальных транзакциях операторы таких платежей зарабатывают максимально — процент за пополнение счета меньше 100 руб. драконовский. Хотя это обоснованно тем, что стоимость проведения платежа, пусть и минимального, никто не отменял.

Кстати, если вникнуть в ситуацию поточнее, то заметно изменение суммы среднего платежа, если анализировать ситуацию по отдельным игрокам рынка. Если верить данным НАУЭТ, то лидером по среднему чеку был и остается «Элекснет» — с 592 руб. платеж подскочил до 639 руб. Совсем неплохо. На втором месте Qiwi, но отрыв здесь очень-очень заметен — 244 руб. по итогам 2010 года (в 2009м он составлял 198 руб.). С минимальным отрывом на третьем месте Евросеть — 236 руб. (было — 172 руб.). Все это отражает рост среднего платежа тоже есть — аж на 20% в среднем по рынку. В НАУЭТ это объясняют увеличением доли платежей с большим чеком — к примеру, оплата ЖКУ, авиа- и железнодорожных билетов. Что вызывает если не печаль, то задумчивость? На общем фоне нисколько не заметны транзакции по действительно электронной коммерции — то есть оплата покупок товаров, которые заказываются через Интернет.

Интересная ситуация и с позициями основных игроков рынка — с прошлого года позиции ТОП-4 не изменились, но доли контролируемого рынка по обороту упали. Больше всех, целых 6%, потеряли в Qiwi, хотя компания удерживает за собой первую строчку рейтига с 43% за 2010 год. На втором месте Киберплат — котролируя 20,2% рынка, то есть в два раза меньше, чем лидер, компания потеряла… ровно в два раза меньше доли рынка. Интересное совпадение. Меньше всех потеряли вышедший на третье место «Элекснет» (0,6% рынка и итоговая доля в 7%), а также упавшая на четвертое место «Евросеть» (0,9% и доля рынка в 5,1%). А вот остальные компании из графы «Остальные» захватили аж четверть рынка, причем некоторые показали рост своего оборота на 70%.

Хотя, с нуля всегда легко расти Улыбаюсь Наиболее активные из них — это тот же «Сбербанк», Компей, Новоплат (имеет сильные позиции на Северо-Западе), а также Платежка (рынок Урала). В основном, двигателем раздела «Остальные» являются 10-15 локальных игроков. При этом, в настоящий момент в России существует порядка 400 тыс. точек приема платежей — сюда входят как терминалы, так и кассы в офисах той же «Евросети». Поскольку оборот на точку падает, то можно сделать вывод о том, что рынок ими насыщен. Таким образом, новые игроки будут отбивать рынок у уже существующих платежных систем.

Кстати, если не в ближайшем будущем, то все-таки в обозримой перспективе моментальные платежи получат существенный удар со стороны универсальных электронных карт, которые планируется использовать не только для идентификации граждан, но и для платежей с помощью банковских приложений. Произойдет это, конечно, не сразу, но определенная перспектива у таких решений есть. Особенно при господдержке. А вот для владельцев тарминалов самообслуживания это будет повод дополнительно заработать. Очень возможно, что такие «железные тумбы» смогут конкурировать с инфоматами по предоставлению электронных госуслуг: хотя бы в части выдачи справок пользователям из государственных баз данных. Правда, для этого им потребуется установить широкоформатный принтер и ридер для универсальных электронных карт, которые будут являться единым идентификатором. Кроме того — усилить безопасность передаваемых данных по беспроводной сети. Но если это будет пользоваться успехом — почему нет?

http://i-business.ru/blogs/11470