«МегаФон» проиграл «дело о миллионе».

Автор: Максим Букин

Сегодня Ленинский суд города Владимира заявил об отказе в иске ОАО «МегаФон» к семейной паре, задолжавшей сотовому оператору миллион рублей за использование связи в роуминге. Наверное, многие помнят эту «грустную» историю о том, что находясь в Греции молодожены, воспользовавшись USB-модемом и находясь в роуминге, закачали себе на компьютер несколько серий сериала «интерны». Но из-за откровенно медленной передачи TAP-файлов с информацией о своей активности в гостевой сети, домашний оператор («МегаФон») позволил им упасть глубоко в минус — на сумму чуть больше 1 млн. руб.

Разумеется, точка в деле не поставлена и будут кассационные жалобы — юристам компании «МегаФон», которая ведет одновременно десятки процессов против абонентов-должников, необходимо показать свою значимость и выполнить волю руководства Улыбаюсь При этом, я далек от симпатии какому-либо участнику процесса, поскольку определенная доля вины есть в действиях обеих сторон этого процесса. Абонент не посмотрел на стоимость дата-роуминга, а оператор не обеспечил возможность регулярного и своевременного обслуживания в рамках тех денег, которые на счету абонента находились, поскольку договор здесь был pre-paid.

Но в бОльшей степени здесь виновен, конечно, оператор связи. Работая на массовом рынке в компании забывают о том, что необходимо принимать должные и, в чем-то, избыточные меры для информирования пользователей о стоимости тех услуг связи, которые они потребляют. Кроме того, оператор действительно не предпринял должных и вполне понятных усилий для того, чтобы оградить абонента от тех затрат, которые он сделает по неосторожности или злому умыслу, но которые, по сути, он не сможет оплатить. К примеру, ограничения по затратам в роуминге просто отсутствуют.

Можно сколько угодно долго рассуждать о том, как быстро должны были передаваться данные о абоненте из гостевой сети в домашнюю, должен ли был при высоких затратах «постучаться» в домашнюю сеть HUR — high usage report, «по которому pre-paidного абонента должны были вырубить гарантированно» или проморгали ли его сотрудники «МегаФон-Центр» (все-таки скорость затрат 400 руб. в секунду при активном UMTS-соединении — уследить сложно). Почитать информацию об этом, безусловно, полезно. Но дело-то не в этом.

Даже без всех этих подстраховок и особенностей, у российских операторов связи есть системная проблема — они не хотят организовывать ситуацию таким образом, чтобы у абонента не было возможности «накосячить» сознательно или ошибочно. Они реально, на самом деле, не хотят организовывать сервисы разумных ограничений, безопасности для своих клиентов. Только после этой истории с «роумингом за миллион» в том же «МегаФон» появилась опция «запрет GPRS-роуминга» в нескольких вариантах. Почему ее не было раньше? Только сейчас, с 1 апреля 2011 года, ФАС обязан всех операторов напоминать своим клиентов в роуминге о том, что разговоры и дата-трафик там дороже. А что мешало это сделать самим (ради справедливости отмечу — МТС это делает, сам видел)? И таких мелочей — множество.

Вот данный конкретный пример с «Интернами» в Греции. Мог ли оператор сделать так, чтобы защитить себя от подобных действий клиента. Да разумеется мог и давно. Достаточно было как минимум модифицировать программы управления и отключить международный роуминг по умолчанию. Захочет новый абонент за границей России выйти в Сеть — очень хорошо, тогда программа управления соединением (она по умолчанию поставляется во встроенной памяти всех USB-модемов) сразу предъявит ему табличку с условиями роумингового соглашения, где можно было бы прописать КРУПНЫМИ буквами все особенности такой услуги. Что тарификация идет с задержкой, что услуга может быть оказана в кредит, что стоимость мегабайта значительна и что тарификация идет «в два конца», что округление — по 100 Кб. Если абонент не испугается и это решение акцептирует, то передавать это согласие в виде SMS в базовую сеть оператора, где будет указано время, дата и локация абонента на момент заключения этого отдельного договора. Кроме того, необходимо указывать абоненту однозначно и тоже КРУПНЫМИ буквами, что все тарифы на передачу данных действительны только для домашнего региона. Что в роуминге всегда будет отдельная тарификация — по стоимости куда как выше. И никакие тарифные модификаторы там не действуют, кроме отдельного списка этих самых модификаторов, которые операторы выставляют на своем веб-сайте в отдельном разделе (причем, привести абоненту действующие на конкретный момент со стоимостью и вариантами подключения). Кроме того, никто уже давным-давно не мешает добавить в управляющее ПО возможность детектирования сети, к которой подключается абонент (у всех есть свои уникальные названия) в роуминге. Это позволило бы выдавать клиенту предупреждение на красном-желтом-синем (каком угодно) фоне с текстом о том, что он в роуминге и стоимость мегабайта здесь вот такая (достаточно базу тарифов обновлять регулярно при обращении к Сети). Но нет — ничего подобного до сих пор не сделано ибо молчание, в данном случае — золото. Для операторов связи.

p.s. Как только я закончил этот текст и почти уже нажал клавишу Send в WordPress, на глаза мне попалось сообщение о том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России оштрафовала-таки мобильных операторов «большой тройки» (МТС, «Мегафон» и «Вымпелком») в совокупности на 38,1 миллиона рублей из-за завышенных тарифов на роуминг. Штрафы разделились следующим образом — МТС оштрафована на 21,892 миллиона рублей, «Вымпелком» — на 12,018 миллиона рублей и «Мегафон» — на 4,194 миллиона рублей. Это отголоски дела начала 2010 года, которое ФАС возбудило против этих операторов связи из-за завышения цен на роуминг. В конце года служба признала, что компании злоупотребили доминирующим положением на рынке. По расчетам ФАС, рентабельность услуг роуминга трех операторов в среднем составляла 59%. Но это уже совсем другая история, о которой мы, конечно, расскажем.

http://i-business.ru/blogs/11088