Московскому метрополитену — Тройка

Не смотря на то, что у меня есть машина, метро остается в Москве самым предсказуемым и быстрым видом транспорта в будни. Да и книжку в электронном варианте можно почитать во время движения, не отвлекаясь на созерцание транспортного потока :) Обычно я покупал билеты на 20 поездок, поскольку общаться с тетками в кассах особенного желания нет — у них постоянно нет сдачи, надо готовить мелочь и стоять в очереди тоже не хочется. Но когда столичный метрополитен «допер» до идеи внедрения электронного кошелька, пополнять который можно через «железные тумбы» — я сразу решил попробовать эту технологию. Пока не разочарован.

Идея состоит в том, что карта, по виду напоминающая банковскую, является идентификатором в общей платежной системе метрополитена. У нее есть отдельный счет (по сути — на предъявителя), который можно пополнить. Срок хранения денег — около 4-5 лет до полного «обнуления» в связи с истечением срока давности :) До этого момента эту электронную наличность можно использовать для прохода в метро. Если карта испортится — деньги не пропадут, их можно перезачислить на другую аналогичную карту. Но получить обратно налом — не получится. Кстати, оплачивать поездки таким образом можно не только в метро, но и на наземном транспорте.

Плюсы подобного продукта очевидны — снижение очередей, увеличение «салями» для метрополитена, увеличение среднего остатка на счету, а также возможность вводить для пользователей «кошельком» различные тарифные планы по оплате проезда. В перспективе можно будет на эту карту «подвязать» всю торговлю в подземке, что даст качественный экономический эффект для метрополитена в виде увеличения оборота пользовательских средств. Но это — потом если только случится (что творится в голове у чиновников мне совершенно не понятно).

Залоговая стоимость карты «Тройка» невелика — всего 50 руб. (видимо это раза в два компенсирует метрополитену стоимость ее производства). Зато потом ее можно использовать без ограничения по срокам, как отдельные билеты до этого момента. Официоз по поводу «Нового тарифного меню» можно почитать вот здесь, а мы пройдем к практике использования «Тройки». Кстати, название так себе — можно было бы придумать и более звучное. Кстати, в качестве электронного кошелька можно будет использовать и УЭК — ну хоть одно полезное нововведение для этого странного проекта придумали :)

Тройка в московском метро

Реклама новой карты «Тройка» в столичном метрополитене

Самое первое, что мы видим рядом с кассами метрополитена — рекламу нового «тарифного меню». В дополнение к табличкам выпустили и молодежь в фирменных жилетах от метрополитена, но их фоткать не стал: мне попались какие-то стремные персонажи :)

Тройка в московском метрополитене

Самая обычная карта с идентификатором -электронный кошелек «на предъявителя»

Покупаем карту — выглядит вполне себе обычно. Никаких лишних логотипов, чипов и т.д. Вся информация о карте — в центральной базе, в руках у меня только банальный идентификационный модуль.

 Тройка в московском метрополитене

Оборотная сторона карты «Тройка» — реклама будущих услуг

На обороте — краткий ликбез про возможности карты. Правда, «единый» будет только летом. Но дизайн общий уже утвердили.

 Тройка в московском метрополитене

Электронный кошелек теперь можно пополнить с помощью модернизированных терминалов самообслуживания. Они у нас в традиционно антивандальном исполнении :)

Пополнение электронного кошелька — не только в кассах метрополитена, но и через автоматы самообслуживания. Честно говоря -автоматы явно тупые. Часто вставляя карту можно получить крик на экране «Карта не пригодна!». Но это ничего не значит — просто карту надо поставить в соседний автомат: если его картридер исправлен, то можно будет пополнить счет.

 Тройка в московском метрополитене

Сначала надо выбрать пункт меню, а потом — вставлять карту в картоприемник.

Прежде чем вставлять карту в щель приемника — выберите пункт меню «Пополнение электронного кошелька»: автомат сдвинет шторку и включит зеленую лампочку. А то карту не пробить в картоприемник — вандалоустойчивое исполнение, однако!

 Тройка в московском метрополитене

Про остаток на карте расскажет информационное меню

Информационное меню вываливается как только автомат «сжевал» и «переварил» карту — текущий баланс и срок действия, а также варианты пополнения. Внимательно смотрим на экран — купюры автомат принимает только 10-50-100 руб., все пятисотки и тысячи «идут лесом». Аналогично и монеты меньше рубля.

 Тройка в московском метрополитене

Терминалы столичного метрополитена принимают купюры номиналом не больше 100 руб. «Пятихатки» туда добавлять бессмысленно — не возьмет.

Сначала я не врубился в такие тонкости — пытался все-таки закинуть ан счет 500 руб. одной купюрой. Ну и не получилось: хорошо что бумажку обратно отдал :)

 Тройка в московском метрополитене

Новая информация печатается шрифтом оранжевого цвета, старая — белого.

Сумма внесенных денег демонстрируется цифрами оранжевого цвета — банальная колористика, а все равно лучше, чем просто белый шрифт.

 Тройка в московском метрополитене

Информация о зачислении денег чуть «притормаживает» пока печатается чек.

Кнопка «зачислить» обычно притормаживает: в этот момент автомат выплевывает вам «информационный лист», а по сути чек где логируются ваши операции.

 Тройка в московском метрополитене

А вот и сам чек

Самый обычный чек — номер карты, сумма, баланс.

 Тройка в московском метрополитене

Тройка удобна тем, что при каждом проходе через турникет виден остаток счета.

При проходе черед турникет видно не только сколько денег списано, но и текущий остаток.

Вообще идея электронного кошелька, который можно пополнять с помощью автоматов самообслуживания, которые установлены на любой станции метро (и хоть один из них работает!) — новационная для столичной подземки. Обычно ИТшники метро откровенно тупят, когда надо сделать что-то полезное, а здесь поразительный прорыв в реальность для их конкурентов из других стран. Самый положительный момент — автоматы принимают «железную» мелочь (правда с ограничениями по сумме): так что теперь нет необходимости складывать монетки в коробку дома. Их можно потратить на проезд.