“Плюс Один” в MVNO “Скай Линк”.

Автор: Максим Букин

После небольшого оргпериода, компания “Ростелком” (не путать с “Ростелекомом”) запустила на рынок первый проект MVNO под названием “Плюс Один”. Хоть речь и идет о том, что “Плюс Один” — это целый центр создания и развития виртуальных операторов сотовой связи, верится в это с трудом. Хотя, мысль сама по себе интересная — в отличие от недавнего MVNO-проекта МТТ, который сделал традиционную ставку на голосовой сегмент рынка, “Плюс один” действует только на рынке мобильного Интернета, который растет значительными темпами. Оставив в стороне рекламную мишуру, попробуем разобрать ситуацию, основываясь на фактах.

mb-plusodin02_L

 

Пакет подключения в виде CD-бокса с тарифным планом “Точка входа” — видимо, продавать его будут за 300—400 руб., 200 из которых будет на счету. Хотя, быть может, реализация пойдет и по номиналу.

mb-plusodin01_L

 

RUIM-карта отличается только фирменным фиолетовым цветом, в остальном ее можно использовать в любых модемах и роутерах для CDMA2000.

Итак, “Плюс Один” будет работать по технологии CDMA2000 на частоте 450 МГц, базовый оператор — “Скай Линк”. Оператор был выбран не только из-за хорошей скорости передачи данных и максимально широкого покрытия в столичном регионе — скорее всего, условия сотрудничества были куда как более оптимальными, чем у “большой тройки”, где к MVNO традиционно относятся с плохо скрываемым презрением. Проект в данном случае локален — только для жителей столицы и области: когда будет запущен роуминг пока непонятно, кроме традиционных “мы планируем развивать данное направление”, ничего не понятно. В принципе, место базирования “виртуальной” сети вызывает некоторое недоумение, поскольку столичная лицензионная зона и без этого перенасыщена операторами связи, которые предлагают беспроводной мобильный интернет — кроме самого “Скай Линка” это еще WiMAX-проекты Yota и “Комстара”, а также “большая тройка”. Кроме того, в сходной целевой нише “преимущественно данные” работает проект “Домолинк Mobi” от “ЦентрТелекома”.

При этом новый MVNO минимизирует расходы с самого начала — никакого брендированного оборудования не планируется. Формальная позиция руководства компании — “это отдельное направление бизнеса, на данный момент рынок вполне насыщен различного рода оборудованием стандарта CDMA-450, и его выбор покрывает запросы целевых аудиторий”. RUIM-карты “Плюс Один” подходят ко всем роутерам и модемам, которые предназначены для CDMA2000 и работают на частоте 450 МГц — подключаться можно только со своим оборудованием. В том числе и старым “скайлинковским”.

Пока что пользователям предлагаются только лимитный тариф на передачу данных “Точка входа” (голоса нет) — 2,5 руб. за 1 Мб данных днем и на рубль меньше — ночью. Абонентской платы — нет. Для сравнения отметим, что на сходных по типу тарифах базового оператора “Скай Линк” цены чуть выше — без абонентской платы предлагается ТП “Легкий Интернет”. Но здесь тарифная зона “Подмосковье” стоит 3 руб., а “Москва” — 2 руб. за 1 Мб. Если пользователь регулярно мигрирует между городом и областью, то цены соответствуют ТП “Точка входа”, а вот ночью скидок нет. У операторов “большой тройки” на модемных ТП без абонентской платы стоимость примерно аналогична — 2—3 руб. за мегабайт информации. То есть явная выгода для пользователей ТП “Точка входа” особенно не просматривается — тем более что безлимитные тарифы ожидаются только с третьего квартала 2011 г. С такой стоимостью, кстати, оператор “Плюс Один” планирует выйти на расчетный уровень ARPU в 300 руб. на пользователя — немного для передачи данных, примерно 150—200 Мб трафика в месяц.

В чем нет недостатка — так это в планах, бизнес-кейсах и обосновании будущего успеха. Любой проект, который появляется на рынке, сразу и амбициозно обещает занять как минимум 5, а то и 7—10% рынка. Это вполне понятно — проявлять умеренно-завышенные амбиции руководству новых операторов связи положено по должности: надо “демонстрировать флаг”, все-таки они сначала будут “откусывать” абонентскую базу у уже существующих игроков рынка. Кроме того, инвесторы уже “отгрузили” финансы на развитие, поэтому надо соответствовать их ожиданиям хотя бы первые пару лет существования. А там — как получится, со стартапами всегда так. А большинство MVNO в России — из этой же категории начинающих бизнесов.

Учитывая огромное предложение и весьма стабильный спрос на “мобильную беспроводку” в столичном регионе, я испытываю весьма вялый оптимизм по поводу этого проекта. Быть может, “Плюс Один” сможет перехватить роумеров из других регионов, в которых уже работает “Скай Линк” и которым не захочется платить за трафик в гостевом регионе. С другой стороны, еще один сегмент ЦА — это абоненты, расположенные там, где отсутствует наземная инфраструктура для фиксированного ШПД. Но без своего недорогого оборудования и безлимитных ТП, пусть с ограниченной скоростью передачи, преимуществ у “Плюс Один” почти нет. остается только надежда на то, что оператору удастся договорится о партнерстве с какой-либо ритейловой сетью, как тот же Алле, банком или транспортной компанией. Иначе откуда возьмутся не десятки и сотни, а тысячи пользователей? Сейчас это совсем не ясно.

http://www.pcweek.ru/mobile/article/detail.php?ID=127885