Подземный Интернет

Автор: Максим Букин

 ВНЕДРЕНИЕ

На конец 2005 г. в России будет около 600 хот-спотов — не очень много по сравнению с другими странами Европы, где счет подобных точек доступа идет на тысячи. Но по части экзотики российские операторы постепенно догоняют своих иностранных коллег — скоро должна заработать точка доступа в московском метрополитене.

Доступ в Сеть из метро

Интернет по технологии Wi-Fi появится в московском метрополитене уже к концу года — компания «Комстар Объединенные Телесистемы» тестирует и производит техническое обоснование хот-спотов на центральных станциях столичного метро. По оценкам аналитиков, подобные проекты могут появиться и у других провайдеров — прежде всего «Таскома» и «Стелкома».

При запуске подобного проекта компании ориентируются главным образом на пользователей КПК и смартфонов. Именно они на первом этапе должны больше всех выходить в Сеть с самых оживленных станций московского метрополитена. Скорее всего доступ в основном будет осуществляться с карманных устройств — ноутбук как-то неудобно вытаскивать в таких общественных местах. Идя по станции, можно будет получить почту, соединиться с сервером IM или ICQ, скачать сообщения и т. д. А потом, в вагоне или на эскалаторе почитать, подумать и стилусом набить ответ. Спрос точно будет, уверены маркетологи «Комстара», — стоит днем проехать в столичной подземке, чтобы убедиться, что это так: в каждом вагоне едут три-четыре человека с КПК. Люди, которые сейчас читают электронные книги в метро, являются потенциальными пользователями Интернета по технологии Wi-Fi, однако подобные проекты вряд ли в ближайшее время выйдут на окупаемость. Делается же это главным образом для того, чтобы занять свое место на рынке и протестировать режим работы оборудования в реальной сети. А заодно приучить пользователей к своей торговой марке и понять аудиторию тех, кому эта услуга будет нужна.

Многие опрошенные нами пользователи отмечают, что если создавать такой проект, то надо покрывать все станции в центре и по кольцевой линии. Тарификация предпочтительна не за мегабайт переданной информации, а за время. Оператору важно точно просчитать маршруты основной массы целевой аудитории и обеспечить быстрое соединение с базовой сетью — люди редко ожидают поезда более полутора минут, а среднее время ожидания встречи, если она назначена в метро, составляет около 15 минут.

Монтаж Интернета в подземке

Сеть Wi-Fi в метро непроста в реализации. Если в обычном кафе, дома или в офисе построить ее несложно (одна точка доступа на несколько комнат или на зал), то в метро необходимо тщательно просчитывать топологию сети из-за нестандартной конфигурации станций и их плохой «пробиваемости» радиоволнами — все-таки армированный бетон, много гранита и мрамора. Как отмечают эксперты «Комстара», на каждую станцию метрополитена необходим стандартный комплект из точек доступа 802.11 b/g (примерно трех-четырех), коммутатора, линий связи с базовой сетью и терминалами, а также с электропитанием (в том числе от автономных источников). Сложность и в том, что прокладывать линии связи к точкам доступа следует очень аккуратно — станции в центре Москвы являются памятниками архитектуры. Планируемая скорость в радиоканале будет составлять до 54 Мбит/с (стандарт 802.11 g), которые абоненты разделят между собой — по 128 или 256 кбит/с, в зависимости от загрузки.

В ходе натурных испытаний специалисты «Комстара» выявили, что в создании точек доступа в метро необходимо и специальное оборудование — в частности, вандалоустойчивые корпуса и средства защиты радиоаппаратуры от механических и других агрессивных воздействий, а также кабельная инфраструктура, удовлетворяющая повышенным требованиям к пожаробезопасности. Монтаж состоит из нескольких этапов. С самого начала были обследованы объекты, составлен рабочий проект и проведены строительно-монтажные работы (организация кабельных трасс, установка оборудования, пуско-наладка). Надо отметить, что сложность связана и с тем, что метро является стратегическим объектом, а это накладывает определенные требования по монтажу, электроснабжению и пожарной безопасности. Да и работать можно только ночью — с такими проблемами столкнулись, к слову, все сотовые операторы. Второй этап — непосредственный монтаж как внутреннего оборудования, которое размещается в подсобках, так и антенн хот-спотов — надо производить с минимальным изменением интерьеров помещений (вестибюлей станций, эскалаторных пролетов).

Принципиальный момент — как именно развивать Сеть в подземке. Первый путь — делать ставку на охват станций. К примеру, у «Комстара» точки беспроводного доступа в Сеть будут установлены на станциях «Охотный ряд», «Театральная» и «Площадь революции». За один час пользования Интернетом придется выложить 180 руб. Зона покрытия точки доступа в метрополитене составит около 100 м, скорость передачи данных — до 5 Мбит/с. Второй путь — устанавливать хот-споты прямо в вагонах поездов, снабдив их, конечно, информацией, указывающей на возможность подключения к ресурсам Всемирной паутины. Однако первый вариант более реалистичен: в московском метрополитене порядка 4300 вагонов, ежедневно на линию выходят 4250. Наверное, одного хот-спота на состав с парой антенн на каждый вагон хватит, но придется договариваться с администрацией метрополитена о принципиальной возможности использования их радиоканала для передачи данных. Проблема настолько сложна, что надо пробить модернизацию всей радиосистемы метро, а это уже фантастика. Очевидно, что и вагоны, и станции — наилучший вариант для пользователей, но сложно сказать, что количество этих последних обеспечит окупаемость всех вложений в обозримое время. А вот как аттракцион такой интернет-поезд имел бы успех.

Ради справедливости надо отметить, что активному развитию хот-спотов в метро может помешать коммерческий аспект. В большинстве станций московского и питерского метрополитенов присутствуют GSM-сети операторов МТС, «ВымпелКома» или «МегаФона», аналогичные проекты реализуются и в других городах России. Конечно, это приносит операторам очевидную финансовую выгоду — но пока не от услуг по передаче данных GPRS/EDGE, а от голосового трафика. Многим пока хватает GPRS: частично его можно «поймать» и в тоннеле, сотовые операторы в столичной подземке серьезно взялись за дело. А пока поезд находится на станции, можно через мобильник загрузить френдленту в LiveJournal, или новости с Wap-сайта, или просмотреть почту. Причем сделать это можно практически во всех туннелях кольцевой линии, да и на радиальных кое-где. Хотя трафик в GPRS, конечно, дороговат — порядка 0,2 долл./Мб.

Так что каким образом будет приносить прибыль хот-спот, развернутый в метро, — это пока вопрос, хотя аналитики «Комстара» настроены оптимистично. Однако оборудование одного пересадочного узла (учитывая все выносы антенн и покрытие межстанционных переходов) стоит порядка 50 тыс. долл. Ведь метрополитен в отличие от кафе не заинтересован в привлечении клиентуры с использованием «непрофильных» услуг, а реализовать платный доступ через подземные точки вряд ли получится достаточно быстро.

Система контроля без проводов

Возможно, именно технология Wi-Fi будет использоваться в московском метрополитене для синхронизации системы видеонаблюдения, которую к 2006 г. установят во всех вагонах поездов, работающих на кольцевой линии. Суть решения проста: в рамках глобальной антитеррористической программы система видеонаблюдения должна охватывать все метро. Первый этап внедрения, который реализуется с 2003 г., закончен — камеры есть на всех станциях, переходах и в вестибюлях. Второй этап, более дорогостоящий, — мини-камеры в поездах. С помощью таких систем машинисты смогут производить визуальный контроль происходящего в вагонах при поступлении сообщений по связи «пассажир — машинист». Конечно, официальная информация по этому направлению очень дозирована, что естественно: меры безопасности должны сохраняться в секрете. Однако известно, что картинки (как минимум восемь — по числу вагонов) будут транслироваться в кабину управления электропоездом и автоматически архивироваться.

Вряд ли эти системы будут рассчитаны на постоянную видеозапись — для этого необходимы слишком большие системные ресурсы. Скорее всего камеры будут делать по одному снимку, к примеру, каждые две-три секунды и работать в черно-белом режиме. Автономный регистратор таких визуальных сигналов на восемь камер стоит около тысячи долларов и имеет весьма небольшие размеры — его можно без проблем разместить в кабине машиниста. Он может содержать в себе до нескольких сотен тысяч кадров — этого хватит на запись нескольких месяцев. Другое дело, как «снимать» эту информацию в метро. Ведь тоннели находятся глубоко под землей, что затрудняет создание беспроводной сети по тому же Wi-Fi, однако выход есть — устанавливать точки доступа на ключевых станциях и в депо. Определив наличие беспроводной сети, компьютер автоматически перекачает накопленную информацию в центральную сеть, что обеспечит почти онлайновый режим работы такой системы наблюдения. Подобное новшество безусловно полезно — теперь безнаказанно совершить преступление будет гораздо сложнее, ведь данные будут храниться как минимум год.

Надо отметить, что это не единственное новшество региональной программы «Безопасность на наземном городском общественном транспорте и в метрополитене в 2004-2005 гг.», реализуемой в столице. Вместе с тем в подземке будут установлены видеокамеры, с помощью которых можно контролировать доступ в служебные помещения метро. Кроме этого планируется все станции метрополитена обеспечить средствами мобильной связи с правоохранительными органами, что позволит более оперативно работать сотрудникам милиции.

Оригинал