Qiwi отвергает Яндекс.Деньги.

Автор: Максим Букин

Суперактивное стремление развивать свою систему online-платежей за услуги продавцов и операторов связи в Qiwi настолько сильно, что компания приняла решение «задробить» возможность приема денег в пользу системы «Яндекс.Деньги», одной из лидеров интернет-платежей российского сегмента сети Интернет.

Случится это «замечательное событие» чуть меньше, чем через неделю — 15 марта 2011 года. Вдобавок «за компанию», Qiwi отключит прием денег в пользу еще десятка систем: Delta Key, IntellectMoney, Money Money, MoneyMail, RBK Money, WebCreds, Webtransfer, Z-Payment, «Монета.ру» и «Рамблер плюс». Правда, в «Яндекс.Деньги» драматизировать ситуацию не стали. Пресс-секретарь компании Ася Мелкумова отмечает, что «Qiwi — это не основной канал пополнения счетов, и к тому же пополнение через эту систему за последний год сократилось в несколько раз». Происходит это, в основном, из-за того, что Qiwi не хотят снижать комиссию для пополнения Яндекс.Денег (в декабре 2010 года собственную комиссию за перевод денег на электронные кошельки в терминалах подняли с 2% до 6%). «Мало того, что Qiwi повысили пополнение в 3 раза, агенты Qiwi тоже делают свою наценку, — говорит г-жа Мелкумова. — В итоге для пользователей Яндекс.Денег комиссия для пополнения счетов через терминалы Qiwi доходит до 20%».

Что ни говори, но тенденция вырисовывается крайне интересная — ведущие игроки рынка электронных терминалов самообслуживания пытаются выйти в Сеть, обеспечивая своим клиентам перевод уже электронной наличности без постоянных прогулок до «железной тумбы». Нулевыми или минимальными комиссиями они стимулируют своих пользователей пополнять сначала виртуальный кошелек, а после, уже с него, платить за услуги сторонних провайдеров. Разумеется, «зеленый свет» дается на per-to-per платежи для фрилансеров и миниатюрных денежных переводов с одного кошелька на другой.

То есть подобные системы начинают конкурировать с интернет-банками и системами электронных переводов наличности. Единственное преимущество таких систем – в огромном, широком спектре контактов с точками приема платежей. Кроме того, такая схема дает возможность системам типа Qiwi накапливать на своих счетах значительные денежные остатки.

В этом смысле действия Qiwi по отключению десятка платежных систем выглядят логичным — формально Qiwi избавляется от посредников. Как отметил в своем твиттере совладелец этой системы Борис Ким, «Официальная стратегия компании состоит в том, что мы развиваем Qiwi Кошелек — прямой конкурент системе Яндекс.Деньги». При этом, по мнению г-на Кима, от отказа принимать платежи в пользу платежных систем, Qiwi особенно много не потеряла — «доля электронных денег в обороте компании составляла около 1%», — отметил он. Как отмечает Дмитрий Шмаков, вице-президент ChronoPay, — «в настоящий момент на рынке интернет-платежей обостряется конкуренция — интернет-кошельки стараются «перехватить» функциональность банковских карт. Не всем это, правда, удается».

Правда, «отлучение от дома» какой-либо платежной системе со стороны сети терминалов по приему платежей шаг пока что выглядит двояко: доли Яндекс.Денег и «Qiwi Кошелька» на рынке не сопоставимы (у Яндекса она больше), но потерять определенную часть активных пользователей, недовольных действиями платежной системы, Qiwi вполне могут.

Кроме того, такое взаимодействие с платежными системами очень напоминает желание Qiwi избавиться от посредников, с помощью которых пользователи оплачивают счета операторов связи и интернет-магазинов. Но, при этом, Qiwi является таким же посредником применительно к банковским картам, которыми, часто, можно платить напрямую. Система «карта->платеж» куда как проще схемы «карта->интернет-кошелек->платеж» как по времени проведения платежа, так и по издержкам. Правда, второй вариант пока что на российском рынке жизнеспособен больше. Но исключительно по причине громадного рынка серых зарплат и тотальных, часто необоснованных, страхов владельцев зарплатного «банковского пластика» осуществлять транзакции через Сеть.

http://i-business.ru/blogs/11256