Сэкономим в небе на SMSках.

Автор: Максим Букин

Пока что ценообразование на мобильный интернет в небе от российских операторов связи оставляет желать лучшего. Хотя — не прав. От одного оператора связи — быстрее всех про услугу рассказал «МегаФон», он же оборудовал Airbus А321 «Мстислав Келдыш» нужным оборудованием (в партнерстве с другими технологическими компаниями — как я понял из разговоров с источниками там не простая схема взаимодействия), он же с «Аэрофлотом» планирует «стричь» с пользователей деньги. Задача вполне понятная и рыночная. Учитывая тот факт, что за спутниковое оборудование было отдано ничуть не меньше нескольких сотен тысяч долларов (основные расходы — на специальную антенну, которая постоянно нацеливается на спутник связи, учитывая скорость самолета и его направление движения) окупить проект решили мгновенно. Думаете, предложат 500 руб. за весь полет? Или 300 руб. за десяток мегабайт трафика? Или тысячу за «безлимитку»? Ничуть не бывало – в лучших традициях нормированного потребление были выставлены фееричные цены — 440 руб. за 1 мегабайт трафика. Это при том, что большая часть полетов этого лайнера идет по маршруту Москва-Питер (ну ладно — иногда он летает еще в Мюнхен и Милан) — при этом цена на уровне роуминга в США. Этому есть два наиболее разумных объяснения.


Пока что ценообразование на мобильный интернет в небе от российских операторов связи оставляет желать лучшего. Хотя — не прав. От одного оператора связи — быстрее всех про услугу рассказал «МегаФон», он же оборудовал Airbus А321 «Мстислав Келдыш» нужным оборудованием (в партнерстве с другими технологическими компаниями — как я понял из разговоров с источниками там не простая схема взаимодействия), он же с «Аэрофлотом» планирует «стричь» с пользователей деньги. Задача вполне понятная и рыночная. Учитывая тот факт, что за спутниковое оборудование было отдано ничуть не меньше нескольких сотен тысяч долларов (основные расходы — на специальную антенну, которая постоянно нацеливается на спутник связи, учитывая скорость самолета и его направление движения) окупить проект решили мгновенно. Думаете, предложат 500 руб. за весь полет? Или 300 руб. за десяток мегабайт трафика? Или тысячу за «безлимитку»? Ничуть не бывало – в лучших традициях нормированного потребление были выставлены фееричные цены — 440 руб. за 1 мегабайт трафика. Это при том, что большая часть полетов этого лайнера идет по маршруту Москва-Питер (ну ладно — иногда он летает еще в Мюнхен и Милан) — при этом цена на уровне роуминга в США. Этому есть два наиболее разумных объяснения.
Первое — бизнес-кейс решили «не затягивать». Цена состоит из амортизации оборудования, стоимости спутникового трафика в обе стороны через явно европейского провайдера связи, маржи (никак не маленькой), а также инвестиционной составляющей и накладных расходов. За все это чудо предлагается платить самым обычным пассажирам. Побыстрее УлыбаюсьИнтересно, какое там будет округление? Если как в роуминге по 50-100 кб, то кейс и правда будет стремительным.

Мало кто из абонентов знает, что на каждый самолет с парой сотен пассажиров, по статистике того же «Аэрофлота» приходится до двух десятков телефонов, которые случайно забыли выключить в полете. А если половина из них смартфоны, где не включен запрет на передачу данных в режиме «сна»? Они же за полет столько всего накачают, что установка оборудования окупится фантастически быстро. Абоненты только счетам будут удивляться.

Второе — спутниковый сегмент это нам не сервис gogo в США с использованием наземной инфраструктуры и протокола EVO-DO. Здесь скорость доступа в Сеть прогнозируется на уровне «мегабит на фффффсех», поэтому за счет высокой цены организаторы сервиса пытаются обеспечить доступом только небольшое число наиболее обеспеченных своих пассажиров, «отрезав» канал всем остальным за счет высокой стоимости. В этом случае я бы рекомендовал «Аэрофлоту» действовать еще более напористо и дать возможность «качать» только пассажирам первого класса. А еще лучше — вбить им эту цену на, скажем, 10 метров трафика в билет: они все равно не заметят УлыбаюсьА пассажирам эконом-класса просто отрезать такую возможность в принципе, запаролив самолетный Wi-Fi — исключительно из гуманных соображений УлыбаюсьВсе равно ширина кресел не позволяет нормально с компьютером работать: разве только с нетбуком есть шанс нормально развернуться.
Кстати, учитывая желание оператора связи поставить такое «железо» на несколько самолетов до конца 2011 года и возможный запуск голосовой связи, подобные рейсы ждет резкий всплеск травматизма. Думаю, немногие пассажиры, особенно после приема бесплатного алкоголя (теперь его много на рейсах «Аэрофлота»), смогут сдержать себя и не позвонить «дружбанам» или «лучшей подруге», чтобы рассказать им о том, как они чудесно летят под облаками с включенным мобильником. Вопрос цены здесь не важен, как мы понимаем — важен престиж. Подобные действия, конечно, будут вызывать обратную и негативную реакцию — особенно в эконом-классе, где просто невыносимо будет слушать даже 10 минут о чьих-то личных делах/проблемах/советах. Полагаю, ругань, летающие бутылки из-под крепких напитков из дьюти-фри и драки распаленных «паксов» (их так называют сотрудники авиакомпаний) станут делом обычным.

Или «Аэрофлоту» придется выделить пассажирам место в хвостовом отсеке самолета, где они смогут позвонить голосом, или укомплектовывать бригады обслуживания массивными бортпроводниками, которые сумеют оперативно успокоить разбушивывшихся пассажиров путем отбирания телефонов и приматывания этих пассажиров к креслу скотчем до конца полета.

Единственный приятный момент в этом проекте по «телефонизации» самолетов — стоимость SMS-сообщения. Она составит 10 руб. за каждые 160 символов (обычно в роуминге 15-19 руб.): хоть какая-то экономия. Кроме того, если в полете не будут «жестко резать» трафик IM-сообщений (а это еще не известно!), у пассажиров появится возможность использовать ICQ или аналогичную IM-систему для неспешного общения с теми, кто на земле: данных на это нужно совсем немного.

http://i-business.ru/blogs/10604