«Сотовики» виноваты в подключениях без спроса.

Автор: Максим Букин

Интересно, сколько пользователей в принципе задумывается о том, какие услуги подключены на их лицевой счет с минимальной, но все-таки абонентской платой? Все эти «гудки», «супераоны», «автоответчики» и разнообразные (часто – бесполезные) варианты голосовой почты? Если есть время — посмотрите на список того, за что вы платите оператору связи — уверяю, найдете крайне много интересного. Но, кроме всего прочего, вы обязательно найдете там как минимум одну услугу, которую вы точно не подключали, но она есть и продолжает «откусывать» с вашего лицевого счета доллар-другой абонентки в месяц.

Чем мне «нравятся» российские операторы связи, особенно компании «Большой тройки», так это нестандартными маркетинговыми ходами. Точнее так — это ходы на грани фола. И ведь сделают – и молчат. Пожалуется абонент оператору — ему персонально за навязанные услуги деньги вернут. Промолчит — будет платить дальше. И только ФАС все-таки операторы еще опасаются — уж эти товарищи могут через суд взыскать с оператора не только полученные таким образом доходы, но и «врезать» ему хороший штраф.

Вот совсем недавно пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, после череды кассаций, подтвердил законность претензий ФАС к компании «МегаФон». Суд постановил, что оператор нарушил антимонопольное законодательство, подключив абонентов к услуге «СуперАОН». Дело это, на самом деле, давно минувших дней — в декабре 2009 года оператор предложил абонентам бесплатно протестировать услугу «СуперАОН», причем в период проведения акции (чуть меньше двух недель) услуга подключалась всем абонентам компании автоматически. Спустя небольшое время тестирования услуги «МегаФон» начал взимать за пользование ею абонентскую плату (90 руб. в месяц). Причем, успехи таких веерных подключений превосходят самые смелые прогнозы — только в Ростовской области, где ФАС оператора «схватила за руку», доходы составили 14 млн. руб. — штраф составил 42 млн. руб. Ради справедливости отмечу, что действует таким образом не только «Мега» — штрафовали и МТС (одним из первых, к слову), а также «ВымпелКом». Все «нарывались» по одному и тому же поводу — сначала услуга предлагалась бесплатно, потом присылалось незаметное большинством абонентов SMS из серии «а дальше придется платить, если не откажешься» и включался счетчик. Прелесть подобной ситуации заключается в том, что в такой схеме все действовало автоматически — не выразил желания отказаться, значит хочешь платить. Нет, чтобы наоборот — подключение по отдельному запросу. Здесь отключение было по отдельному запросу. И ведь сумма абонентской платы вроде не велика, а подключений – миллионы буквально по одному «щелчку» мышки.

Сколько именно абонентов было обмануто операторами «Большой тройки» таким способом до сих пор не понятно — не смотря на то, что это явно навязанная услуга (по самому формату «подключения»), операторы до сих пор мало внимания обращают на то, что по сути лишают абонентов права самостоятельного выбора объема и набора дополнительных услуг при пользовании услугами сотовой связи, чем ущемляют их права. Не смотря на то, что это однозначно запрещено п. 3 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», а также ст. 14.31 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Но их мало это тревожит — когда еще абоненты «настрочат» обращение в ФАС, когда ведомство спохватиться и всех накажет, когда еще суд примет сторону регулирующих органов. Деньги будут уже получены, а за рекордные сборы по сегменту VAS все руководители, ответственные за такие «процедуры», вполне оперативно получат свои годовые и квартальные бонусы.

Кстати, что интересно: мало какой суд принимает решение, обязывающее компанию, автоматически вернуть все полученные «нетрудовыми» методами деньги, своим абонентам. Обратно на их электронные счета с помощью биллинговой системы. Чаще компании платят все, что получили, с таких услуг в бюджет, плюс с них взыскивается штраф. Суммы вполне действенные для того, чтобы маркетологи в будущем десять раз подумали о том, надо ли так продолжать дальше. Но обычному абоненту, который даже не заметил, что его ограбили, от этого не жарко, ни холодно.

http://i-business.ru/blogs/10889