Yota взвинчивает тарифы.

Автор: Максим Букин

Когда оператор выставляет на своем веб-сайте «новость» о то, что он что-то меняет в тарифных планах и схеме предоставления услуг, то можно быть уверенным — для пользователей все будет только хуже. Этот универсальный закон действует для любого опсоса в России. Хорошо, хоть клиентов предупреждают заранее. Мелким шрифтом в явно не самом популярном разделе веб-сайта.

Примерно подобным образом действует и оператор Yota. Пометавшись между технологиями мобильного WiMAX (от них оператор получает единственный положительный денежный поток) и LTE, сети для которого компания в нескольких мегаполисах строит, но вряд ли легально запустит в ближайшее время, здесь, видимо, решили увеличить cash flow. Выход был придуман простой, изящный и крайне спорный — взять и поднять цены. На высоконкурентном рынке действовать по принципу «должны остаться самые стойкие клиенты» может себе позволить только та компания, у которой все не только хорошо с господдержкой, но и есть доступ к длинным и дешевым деньгам. Когда сроки окупаемости не сильно важны. Если такой «дойной коровой» будет «Сбербанк» — то вопросов нет. Но все остальное (особенно бизнес-стратегия) вызывает огромные опасения.

Текущих абонентов в «Скартел» не ценят. Поднимая цены, оператор не предложил им, к примеру, скидки за длительное обслуживание или специальные ТП. Не предложено минимальной скорости доступа, какого-то SLA, льготных цен на оборудование. Ничего подобного — все что было, сразу подорожало. Никаких преференций.

Новые цены вводятся с 1-15 марта. К примеру, популярный тариф Yota.Месяц стоил 900 руб., а «подпрыгнул» практически вдвое — до 1,4 тыс. руб. Отменен и Yota.День, который давал возможность использовать доступ в Интернет в течение 24 часов с момента активации тарифа, который стоил 90 руб. (ранее — 50 руб.). Все подобные мероприятия, конечно, имеют своей целью «притянуть» клиентов на постоянное обслуживание — для этого введены опции Yota.Полгода и Yota.Год на тарифе Yota.Месяц. Следите за руками: если абонент платит за полгода 5,4 тыс. руб. или 9 тыс. за год, то каждый месяц для него стоит 900 или даже 750 руб. Скидка просматривается только при оплате за год — но деньги вперед. При этом, приостановка действия опции или отключение ее в течение срока, на который она была подключена, не предусматривается, при отключении устройств перерасчет абонентской платы не производится. А в случае расторжения договора до истечения срока действия опции скидка аннулируется. При этом, возврат остатка денежных средств будет произведен исходя из базовой стоимости услуг тарифа Yota Месяц — 1,4 тыс. руб. Мне такой подход очень напоминает скидочную политику в магазинах одежды — чтобы показать скидку в 30-50 или 90% там предварительно взвинчивают цену. Ну а после продают вещи с хорошей маржой. Главное не ценнике красными чернилами написать громадные слова «а теперь дешевле!».

Правда, в этом случае у Yota намечается достаточно значимая проблема — продают они не дизайнерские вещи, которые создаются ограниченным тиражом, а массовую услугу связи. Причем, учитывая куда как подросшие возможности операторов «Большой тройки» по пропуску трафика через свои 3G-сети, конкурентов у них предостаточно.

Посмотрим правде в глаза — у Yota нет ни одного региона, где он реально «отъедал» бы долю рынка у операторов мобильного ШПД. Везде он сражается, скорее с фиксированными игроками связи.

Большинство его клиентов имеют мобильный телефон и мобильный модем или роутер от компний «Большой тройки». И повысив цены на свои, часто вызывающие вопросы по качеству, услуги связи, оператор просто заставит этих пользователей положить его устройства на полку. Кстати, в регионах особенного строительства мобильного WiMAX не намечается, поэтому на что рассчитывает операционное руководство оператора связи представить себе не могу. Поскольку пресс-службы у компании до сих пор нет, то и спросить не у кого Улыбаюсь

Предположу, что акционеры, взглянув на показатели оператора связи, решили увеличить ее финансовый поток с каждого абонента, пусть и за счет их некоторого оттока (уверен, в пресс-релизе по итогам 1Q2011 это будет нежно названо «оптимизацией»). Дело благое — но только для улучшения финансовых показателей. В реальном же мире взвинчивание цен гарантирует компании увеличение «молчунов» и огромный вторичный рынок оборудования, поскольку пристроить его просто больше некуда. По поводу железа, кстати, компании тоже стоит задуматься — хоть оператор и декларирует, что не зарабатывает на этом, но содержать подразделения R&D, хоть и в сильно урезанном варианте, для вывода на рынок новых моделей ему приходится.

Еще один вариант для подобного «финта ушами» — это попытка «сохранить лицо» при возрастающих расходах. Следуя правилу «везде одни тарифы», в компании «Скартел» решили идти и дальше по пути стандартизации. Но за счет того, что в регионах абоненты за безлимитный доступ готовы платить больше, чем на развитых рынках в Москве и Санкт-Петербурге, и расходы там высоки, тарифы все-таки пришлось поднимать для всех. Хотя, с расходами у оператора связи и правда напряженка — оборудование LTE хоть и ставится весьма активно сотнями базовых станций, но висит на балансе мертвым грузом, поскольку кушает операционные расходы, а прибыли не приносит. В «дойных» ргионах где работают сети мобильного WiMAX (Москва, Питер, Уфа) своя инвестиционная программа. Количество абонентов растет, но не взрывообразными темпами (кстати, итогов 2010 года пока в официальном доступе нет) — так что прогноз окупаемости все хуже и хуже.

Единственный вариант, который еще остается у «Скартела» на рынке — это конкурировать с «Большой тройкой» и «Скай Линк» ценой — минимальная маржа, но широкая база клиентов. Правда, для этого нужны нестандартные ходы в завоевании аудитории, а не вбухивание денег в фестивали типа Yota Space, содержание штаб-квартиры в Лондоне или развитие института «Стрелка». Хотя, контролировать расходы коммерческой компании — дело ее акционеров. Единственный вопрос, который меня занимает — не является ли задирание цен в компании попыткой почистить свою сеть не только от качальщиков, но и всех остальных разумных абонентов?

http://i-business.ru/blogs/10979